Блог

Всегда работайте над ошибками и рефлексируйте

Всегда работайте над ошибками и рефлексируйте
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Как это помогает нам в работе?
рефлексия
Неудачи есть у всех. У любого маркетолога, предпринимателя и просто человека есть неудачные проекты, плохие решения. И даже если неудача вызвана совокупностью факторов, не все из которых зависели от нас, мы всегда можем провести работу над ошибками. Важно задавать себе вопрос «Если бы ситуация повторилась вновь, что бы я сделал по-другому?»
В нашем агентстве мы сталкиваемся со сложными проектами и сложными заказчиками. Бывает, проекты перестают с нами работать. Иногда - причины очевидны, а иногда заказчики завуалировано прекращают работу, ссылаясь на какие-то внутренние причины. Например, однажды мы столкнулись с такой историей:
Мы вели рекламную кампанию по услугам клининга (уборке помещений) в сфере B2B. Все метрики показывали шикарную окупаемость рекламной кампании. Приходили заказы на очень жирные чеки. Бюджет рекламы однозначно окупался. Однако заказчик приостановил работы с формулировкой «У нас финансовые сложности внутри компании». Вот серьезно, как это работает? Компания в момент появления финансовых сложностей приостанавливает рекламу, которая приносит деньги.
Очевидно, что в такую формулировку просто нельзя верить. Когда у нас в компании происходит нечто подобное, я всегда вспоминаю такую историю:
Наверное, в молодости у всех такое бывало. Особенно хорошо меня поймут девушки. Вот ухаживает за вами Вася, предлагает вам встречаться, и вы решаете: «Ну хорошо, давай попробуем».
И вы начинаете встречаться. Вася - из кожи вон лезет. Дарит шоколадки, цветы. Провожает до дома. Ведет задушевнее беседы про вечную любоффф. А вы это все слушаете и думаете. «Вася, ну что мне твои провожания до дома, когда ты, Вась - реально тупой. Реально - душнила. С тобой скучно, Вась. Ты неинтересный и бесперспективный. И вообще, ты достал».
И вы решаете с таким Васе отношения заканчивать. Садитесь с ним и говорите: «Вась, нам нужно расстаться». Смотрите в его глаза, вам становится неловко, и вы добавляете. «Дело не в тебе, Вась. Ты классный, пойми. Просто нет искры. Не чувствую я ничего. Это я плохая. Может быть потом я пойму какой ты классный, Вась, но сейчас нужно расстаться».
Безусловно, Василий свою избранницу чем-то не устроил. Василий допустил ошибку. Где-то недоработал. Дело на 100% в нем.
И будет очень-очень плохо для Василия, если он действительно поверит, что дело не в нем. В этом случае он не будет рефлексировать, не проведет работу над ошибками. Так и не поймет, в чем же была причина…
Ровно также, я учу всех своих менеджеров никогда не принимать подобные ответы. Всегда, совершенно всегда, необходимо проводить анализ проектов. Стараться разобраться в истинных причинах. Понять, что можно улучшить.
Каждый раз, проводя работу над ошибками, рефлексируя, мы можем находить слабые места в нашем продукте, наших услугах и бизнес-процессах. Лично у меня - нулевая терпимость к недоработкам в этой области. Пост-анализ всегда необходим: и в случае неудачи, и в случае успеха, и даже если тебе говорят, что дело не в тебе. Всегда, все зависит от нас с вами, наших действий и решений. Не нужно снимать с себя ответственность и позволять ее снимать с нас другим.